Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
Утверждаю _____________
Заведующий МДОАУ №106
«25» мая 2023г.
План проведения профилактических мероприятий в работе с детьми и семьями группы риска и находящимися в социально-опасном положении (СОП) в
МДОАУ «Детский сад № 106 «Анютины глазки» комбинированного вида» г. Орска
на 2023 – 2024учебный год.
Цель: профилактика нарушений прав ребенка в семье, создание условий для объединения усилий семьи и ОУ по охране прав детства.
Содержание работы |
Ответственный |
Сроки проведения |
1. Подготовка нормативно-правовых документов по проблеме охраны прав детей. 1.1. Обновление сведений о семьях (изменение в составе, адреса, места работы, телефонов) |
Заведующий Чистикова Н.В. Старший воспитатель Маркова Ю.Г. |
Сентябрь Октябрь |
2. Организация информационного стенда в каждой группе детского сада «Правам ребенка посвящается». 2.1. Беседы с родителями, с целью разъяснения и уточнения знаний по вопросам воспитания ребенка, установление более тесных контактов между семьей и детским садом, анализ внутрисемейных отношений. |
Педагог-психолог Дерябина А.С. воспитатели Турганова Г.Г. Прокудина Е.Е. |
Октябрь декабрь, апрель |
3. Организация общего родительского собрания в ОУ. 3.1. Анкетирование: «Хорошие ли вы родители?», «Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку?», «Охрана прав и достоинств ребенка». |
Заведующий Чистикова Н.В. Старший воспитатель Маркова Ю.Г. педагог-психолог Дерябина А.С. |
Ноябрь |
4. Организация в детском саду библиотеки для родителей. 4.1. Приглашение родителей на открытые занятия в ДОУ. |
Старший воспитатель Маркова Ю.Г. воспитатели группы Каллимулина Л.Ш. Турганова Г.Г. |
В течение года |
5. Индивидуальная работа с семьей с целью контроля за детско-родительскими отношениями и профилактики пренебрежительного или жестокого отношения к детям. |
Педагог-психолог Дерябина А.С. |
В течение года |
6. Контроль за посещением детей ДОУ. |
Старший воспитатель Маркова Ю.Г. воспитатели группы Турганова Г.Г. Каллимулина Л.Ш. |
Постоянно |
7. Комплексный мониторинг по проблеме жестокого обращения с детьми. |
Старший воспитатель Маркова Ю.Г. Педагог-психолог Дерябина А.С. |
Март |
8. Активизация участия родителей в жизни ДОУ (участие в праздниках, благоустройстве групп ДУ, в спортивных мероприятиях, в походах в парк, на стадион, в театр). |
Старший воспитатель Маркова Ю.Г. воспитатели группы Турганова Г.Г. Каллимулина Л.Ш. |
В течение года |
9. Оформление памяток, буклетов, рекомендаций по изучаемой проблеме. |
Педагог – психолог Дерябина А.С. |
Постоянно |
10. Организация «Дня открытых дверей». |
Старший воспитатель Маркова Ю.Г. |
Апрель |
11. Наблюдение за детьми, чья семья состоит на каком-либо учете. |
Заведующий Чистикова Н.В. старший воспитатель Маркова Ю.Г. |
Постоянно |
12. Организация выставок работ, сделанных совместно с родителями. |
Воспитатели группы Каллимулина Л.Ш. Турганова Г.Г. |
Февраль, март |
13. Общее родительское собрание с участием педиатра, педагогов группы, специалистов ДОУ, возможно привлечение инспектора по делам несовершеннолетних). |
Заведующий Чистикова Н.В. |
Апрель |
14. Помощь в организации летнего отдыха. |
Заведующий Чистикова Н.В. председатель профсоюза Прокудина Е.Е. |
Май-август |